Подписывайтесь на социальные сети:

Помощь в изучении биологии. ЗАНЯТИЕ 1. БИОЛОГИЯ как наука. Общая характеристика жизни.

3.7
(3)
Примерное время на чтение статьи: 10 минуты

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.

Большинство биологических наук является дисциплинами с более узкой специализацией. Они группируются по типам исследуе-мых организмов: ботаника изучает растения, зоология — животных, микробиология — одноклеточные микроорганизмы. Области внутри биологии делятся либо по масштабам исследования, либо по применяемым методам: биохимия изучает химические осно-вы жизни, молекулярная биология — сложные взаимодействия между биологическими молекулами, клеточная биология и цитология — основные строительные блоки многоклеточных организмов, клетки, гистология и анатомия — строение тканей и организма из отдельных органов и тканей, физиология — физические и химические функции органов и тканей, этология — поведение живых существ, экология — взаимозависимость различных организмов и их среды.

Передачу наследственной информации изучает генетика. Развитие организма в онтогенезе изучается биологией развития. Зарождение и историческое развитие живой природы — палеобиология и эволюционная биология.

На границах со смежными науками возникают: биомедицина, биофизика (изучение живых объектов физическими методами), биометрия и т. д. В связи с практическими потребностями человека возникают такие направления, как космическая биология, социо-биология, физиология труда, бионика.

Биология тесно связана с другими науками и иногда очень трудно провести грань между ними. Изучение жизнедея-тельности клетки включает в себя изучение молекулярных процессов протекающих внутри клетки, этот раздел назы-вается молекулярная биология и иногда относится к химии а не к биологии. Химические реакции протекающие в организме изучает биохимия, наука которая существенно ближе к химии чем к биологии. Многие аспекты физичес-кого функционирования живых организмов изучает биофизика, которая очень тесно связана с физикой. Иногда как независимую науку выделяют экологию — науку о взаимодействии живых организмов с окружающей средой (живой и неживой природы) . Как отдельная область знаний давно выделилась наука изучающая здоровье живых организмов. Эта область включает в себя ветеринарию и очень важную прикладную науку — медицину, отвечающую за здоровье людей.

РОЛЬ И МЕСТО БИОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА.

На этапе становления биология еще не существовала отдельно от других естественных наук и ограничивалась лишь наблюдением, изучением, описанием и классификацией представителей животного и растительного мира, т. е. была описательной наукой. Однако это не помешало античным естествоиспытателям Гиппократу (ок. 460-377 гг. до н. э.), Аристотелю (384-322 гг. до н. э.) и Теофрасту (настоящее имя Тиртам, 372-287 гг. до н. э.) внести значительный вклад в развитие представлений о строении тела человека и животных, а также о биологическом разнообразии животных и растений, заложив тем самым основы анатомии и физиологии человека, зоологии и ботаники.

Таким образом, биология сыграла немаловажную роль в становлении современной естественнонаучной картины мира.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БИОЛОГИИ.

ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИИ.

Наибольшее значение среди достижений биологии имеет тот факт, что они лежат даже в основе построения нейрон-ных сетей и генетического кода в компьютерных технологиях, а также широко используются в архитектуре и других отраслях. Вне всякого сомнения, наступивший XXI век является веком биологии.

Человек представляет собой закономерный результат и этап развития жизни на Земле, поэтому его существование прямо зависит от общебиологических (молекулярных, клеточных, системных) механизмов жизнедеятельности.

Связь людей с живой природой не ограничивается рамками исторического родства. Человек был и остается неотъем-лемой частью этой природы, влияет на нее и в то же время испытывает на себе влияние окружающей среды. Характер таких двусторонних отношений сказывается на состоянии здоровья человека.

Развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, рост народонаселения, интенсификация производства, информационные перегрузки, усложнение отношений в семьях и на работе порождают серьезные социальные и эко-логические проблемы: хроническое психоэмоциональное напряжение, опасное для здоровья загрязнение среды жиз-ни, уничтожение лесов, разрушение природных сообществ растительных и животных организмов, снижение качества рекреационных зон. Поиск эффективных путей преодоления указанных проблем невозможен без понимания биологи-ческих закономерностей внутривидовых и межвидовых отношений организмов, характера взаимодействия живых существ, включая человека, и среды их обитания.

На самом деле в наше время в решении проблем охраны здоровья и борьбы с болезнями биологические знания и «высокие биотехнологии» (генетическая, клеточная инженерия) начинают занимать определяющее место. XX столе-тие характеризовалось химизацией, технизацией, компьютеризацией медицины, стало также веком превращения медицины в биомедицину.

На планете среди других существ людям принадлежит уникальное место, что обусловлено приобретением ими в про-цессе антропогенеза особого качества — социальной сущности. Это означает, что уже не биологические механизмы, а в первую очередь общественное устройство, интеллект, производство, труд обеспечивают выживание, всесветное и космическое расселение, благополучие человечества.

Человек остается включенным в систему органического мира. Этот мир складывался и развивался на протяжении большей части истории планеты независимо от человеческого фактора. Человечество составляет неотъемлемый компонент биосферы. Благодаря животному происхождению жизнедеятельность человеческого организма осно-вывается на фундаментальных биологических механизмах, которые составляют его биологическое наследство.  Биологическому наследству, формировавшемуся в процессе эволюции жизни, отводится видная роль в патологии человека. Крупный отечественный патолог И. В. Давыдовский писал, что естественность и законность болезней выте-кают из основных свойств жизни, а именно из универсального и важнейшего свойства организмов — приспосабли-ваться к меняющимся условиям внешней среды. По его мнению, полнота такого приспособления и есть полнота здо-ровья.

Развитие жизни в одной из ее ветвей привело к появлению современного человека, объединяющего в себе биологи-ческое и социальное. Характер взаимоотношения социального и биологического в человеке нельзя представить как простое сочетание в некоторой пропорции или прямое подчинение одного другому. Особенностью человеческого биологического является то, что оно проявляется в условиях определяющего действия законов общественного разви-тия. Биологические процессы с необходимостью совершаются в организме человека, и им принадлежит фундамен-тальная роль в определении важнейших сторон жизнеобеспечения и развития. Вместе с тем эти процессы в попу-ляциях людей не дают результата, закономерного и обязательного для попу-ляций остальных представителей мира живых существ.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.7 / 5. Количество оценок: 3

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сколько Вам лет?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *